Техническое обслуживание контрольно-кассовой техники (ККТ)
Под техническим обслуживанием (ТО) ККТ понимается комплекс мер, осуществляемый уполномоченными лицами, направленный на поддержание ККТ
в исправном состоянии и эксплуатацию ККТ в соответствии с действующим законодательством. ТО ККТ осуществляется кассирами, непосредственно
работающими на ККТ и центрами технического обслуживания.
Кассиры обязаны проводить на ККТ ежедневный регламент ТО. Этот регламент подробно описан в Типовых правилах эксплуатации ККТ и
Руководстве по эксплуатации на каждую модель ККТ. Для производства ежедневного регламента ТО рабочие места кассиров должны быть надлежащим образом оборудованы, а кассиры должны владеть техническим минимумом по работе на ККТ. К сожалению, этот момент часто упускается из виду владельцами ККТ, что приводит к многочисленным недоразумениям и проблемам в работе ККТ.
Центры технического обслуживания
Все регламенты ТО ККТ, а также ремонты ККТ имеют право выполнять только уполномоченные организации - центры технического обслуживания ККТ. Любая организация (кроме тех, которые применяют ККТ), при выполнении условий, определенных в законодательстве, может стать центром технического обслуживания ККТ (ЦТО). Свидетельством того, что юридическое лицо является ЦТО, является регистрация юридического лица в качество ЦТО ККТ в органах исполнительной власти. Для субъектов РФ порядок регистрации ЦТО определяется действующим законодательством и решениями высшего органа исполнительной власти субъекта РФ. В каждом крупном городе имеется около десятка ЦТО, между которыми существует определенная конкуренция, так что владелец ККТ в состоянии выбрать тот ЦТО, которой наиболее подходит для ТО его ККТ. Эксплуатации ККТ без договора на ТО с каким либо ЦТО запрещена действующим законодательством. ЦТО ККТ имеет необходимые производственные помещения для проведения ТО и ремонтов ККТ, надлежащим образом оборудованные, обученных специалистов и необходимую документацию. ЦТО оказывает владельцам ККТ услуги по ТО ККТ на договорной платной основе. Каждая ККТ должна находиться на обслуживании только в том ЦТО, которое расположено в том же населенном пункте где эксплуатируется ККТ.
Базовый набор услуг ЦТО
Набор услуг ЦТО нигде не регламентируется, но за последние несколько лет сложились определенные традици по обслуживанию ККТ,
поэтому можно говорить о некотором базовом наборе услуг, которое каждое ЦТО предоставляет своим клиентам. Рассмотрим их.
- Обучение кассиров
Как известно, к работе на ККТ допускаются лица, овладевшие Типовыми правилами эксплуатации ККТ, Руководством по эксплуатации на конкретную модель ККТ и владеющие техническим минимумом по эксплуатации ККТ. Обучение в этой области относится к дополнительному профессиональному образованию.
К сожалению, в настоящее время, количество образовательных учреждений работающих в этой области крайне мало, поэтому, как правило,
ЦТО производят подобное обучение кассиров с выдачей соответствующего удостоверения. Для этой цели ЦТО оборудуют учебный класс с учебными
моделями ККТ и с наглядными пособиями и т.д. Занятия ведет подготовленный специалист; по окончании обучения (один - два дня) ЦТО выдает
соответствующее удостоверение лично кассиру, прошедшему обучение. Следует заметить, что деятельность по производству дополнительного
профессионального образования является лицензируемой деятельностью. Лицензирование такой деятельности производится Министерством (или комитетом) по образованию субъекта РФ. Обучение кассиров производится на платной основе, на основании отдельного счета.
- Пуско-наладочные работы на ККТ (ПНР)
ПНР производится на ККТ один раз, когда новая ККТ покупается владельцем и подготавливается к работе. В ПНР входят технологические прогоны и
тесты ККТ, программирование ККТ, ее фискализация, а также оформление всех необходимых документов и совершение необходимых отметок в паспорте ККТ. Как правило, ПНР ККТ после ремонта отдельно не оформляется, и его стоимость входит в стоимость ремонта ККТ.
ПНР ККТ производится на платной основе, на основании договора на ТО ККТ.
Ежемесячное техническое обслуживание ККМ (ЕТО)
Под ЕТО понимается, в основном, два вида деятельности: профилактические работы на ККТ и реагирование на вызовы. Профилактические работы
выполняются механиками ЦТО по внутренним графикам, как правило раз в месяц, и заключаются в проведении чистки, смазке ККТ, прогоне тестов ККТ, внешних осмотров и т.д. Профилактика ККТ осуществляется ЦТО для обеспечения бесперебойной работы ККТ и уменьшения количества ремонтов.
Реагирование на вызов - это работа ЦТО в качестве "скорой помощи" владельцам ККТ; в случае выхода ККТ из строя или в случае заминок в работе ККТ владелец сообщает диспетчеру ЦТО о проблеме, тот либо дает консультацию по телефону (режим "горячей линии"), либо направляет к владельцу ККТ механика для устранения неисправности. В случае невозможности устранить неисправность на месте, механик забирает ККТ в мастерскую ЦТО на ремонт.
ЕТО, как правило, оплачивается владельцем в виде абонентской платы, представляющей фиксированную сумму в месяц, вне зависимости от количества вызовов. ЕТО позволяет клиенту ЦТО бесперебойно эксплуатировать свои ККТ, что, несомненно, очень важно для стабильной работы любого торговогопредприятия.
Ремонты ККТ
Как известно, вечно работающей техники не бывает - техника время от времени выходит из строя, тогда ее необходимо чинить, т.е. выполнять услуги
по ремонту. Сразу заметим, что ремонты ККТ должны производиться только ЦТО ККТ, которые имеют необходимую техническую и ремонтную документацию, обученных специалистов, ремонтное и диагностическое оборудование, запас ремкомплектов и ЗИП (ЗИП - Запасное Имущество и Принадлежности) и аккредитированы генеральными поставщиками на проведение ремонтов.
Выполнение упомянутых условий является необходимым для регистрации предприятия в качестве ЦТО. На проведение ремонта ККТ действующим
законодательством отпускается 36 часов (в условиях города) и 48 часов (в условиях сельской местности).
Все ремонты делаются только на основании договора на техническое обслуживание. Различают несколько видов ремонтов.
Определение ремонта - ремонтом ККТ называются любые действия над ККТ которые производятся с целью восстановления ее работоспособности и во время которых вскрывается пломба на кожухе ККТ. Ремонт является частью технического обслуживания ККТ. Перед отправкой ККТ в ремонт и по возвращении ККТ из ремонта счетчики ККТ переводятся на нули и заполняется акт по форме. Ремонты бывают мелкие, средние и капитальные, а также ремонты бывают гарантийные и платные (не гарантийные). Модернизация ККТ приравнивается к капитальному ремонту.
Гарантийный ремонт - ремонт ККТ, который совершается в течении гарантийного срока (18 месяцев) при условии, что поломка (выход из строя)
ККТ произошла по вине завода-изготовителя ККТ. В случае гарантийного ремонта починка ККТ происходит за счет ЦТО. Причину, по которой произошел выход ККТ из строя (т.е. по чьей вине), определяет ЦТО. Во всех остальных случаях ремонт считается не гарантийным и оплачивается владельцем ККТ.
Следует заметить, что купля-продажа ККТ не попадает под действие закона о защите прав потребителя, т.к. ККТ - предмет, направленный на получение прибыли, а не для удовлетворения личных и бытовых нужд лица, приобретшего ККТ.
Мелкий ремонт - ремонт, в ходе которого никакие элементы и части ККТ не заменялись, производились только работы по настройке,
регулированию, тестированию и т.д., а также производилась чистка и смазка движущихся частей ККТ. Тем не менее при мелком ремонте пломба ККТ
вскрывается.
Средний ремонт - ремонт, в ходе которого производились замены элементов и частей ККТ, но не было замен блоков и узлов ККТ. Всегда в состав
среднего ремонта входит мелкий ремонт (это отражено в стоимости).
Капитальный ремонт - ремонт в ходе которого производились замены блоков и узлов ККТ. Всегда в состав капитального ремонта входят средний
и мелкий ремонты.
Дополнительные услуги ЦТО
Наряду с базовым набором услуг многие ЦТО предлагают свои клиентам множество дополнительных услуг, часть которых может осуществляться на основании договора на ТО ККТ, а часть по отдельным договоренностям. Ассортимент дополнительных услуг ЦТО позволяет владельцу ККТ полнее
использовать возможности ККТ, лучше организовывать свою работу и быть более защищенным от проблем, связанных с эксплуатацией ККТ.
Все дополнительные услуги осуществляются на основании утвержденного прейскуранта, с которым можно ознакомиться в ЦТО.