К электронной системе ЕГАИС, созданной для контроля над оборотом алкоголя в стране, с 1 января обязаны подключиться оптовые компании, с 1 июля — розничные. Новые правила уже вызвали перебои в поставках алкоголя
«Пиво все полопалось»
«Вчера направил несколько машин в магазины, которые успели зарегистрироваться [в ЕГАИС], — рассказывает предприниматель из Иркутска. — Розница не может подтвердить мне факт поставки, так как система ее не подтверждает. Оператор техподдержки ЕГАИС сказал, что время ожидания подтверждения может составить до трех суток. Машины остались ночевать, так как товар не принят, а у нас на улице — минус 30 градусов! Утром открыли груз: пиво все полопалось — 100 ящиков в одной машине, 150 — в другой, вино и шампанское тоже. Сейчас подсчитываю ущерб. Магазины до сих пор не приняли товар и отказываются сгружать его к себе на склад, потому что считают, что он контрафактный, если его не подтверждает система».
Другой оптовик из Московской области, попросивший не называть свою компанию, сообщил, что решает проблемы с магазинами, оформляя поставки задним числом — 31 декабря 2015-го, когда факт отгрузки еще не надо было фиксировать в системе. «Некоторые магазины, не подключившиеся к системе, расплачиваются с поставщиками наличными, то есть проводят товар мимо ЕГАИС», — утверждает он.
Владелец нескольких продовольственных магазинов в Подмосковье говорит, что уже работает в ЕГАИС, но это очень неудобно. «Мы делаем заказ оптовику и размещаем информацию об этом в системе, — объясняет он. — Оптовик со своей стороны вводит информацию об отгрузке нам продукции со склада в УТМ (универсальный транспортный модуль, часть ЕГАИС. — РБК), машина с алкоголем отправляется по нашему адресу. Однако почти в половине случаев при прибытии машины к нам оптовик не может разгрузиться — информация, введенная в модуль, не отражается в системе. Абсолютно непонятно, что делать в этой ситуации: ни оптовик, ни мы не хотим брать на себя риски — ведь если принять товар, отгрузка которого не зафиксирована в системе, это может быть расценено как нарушение закона с последующими штрафными санкциями вплоть до приостановки лицензии».
По словам собеседника РБК, в его торговых точках уже возник дефицит алкоголя по некоторым позициям. «Скоро нам нечем будет торговать», — утверждает он.
ЕГАИС и алкогольный рынок в цифрах
576 млн л водки произвели российские заводы за 11 месяцев 2015 года
250 тыс. розничных магазинов имеют лицензию на продажу алкоголя в России
26 тыс. руб. составляют минимальные затраты для розничной точки для подключения к ЕГАИС
28 млрд руб. составят, по самым скромным оценкам, совокупные затраты участников рынка на подключение к ЕГАИС (без затрат на обслуживание системы)
1,41 тыс. оптовых компаний подключились к ЕГАИС до 1 января 2016 года
103 тыс. предприятий розницы подключились к ЕГАИС до 1 января 2016 года
30 млрд руб. ежегодно теряет бюджетная система России из-за нелегального алкоголя
15 л алкоголя (в переводе на чистый спирт) потребляет среднестатистический россиянин за год (шестое место в мире)
150 млн л аптечных настоек потребляют за год россияне в качестве алкогольных напитков
500 тыс. человек ежегодно умирают в России от злоупотребления алкоголем
Источники: Росстат, Росалкогольрегулирование, Всемирная организация здравоохранения, ЦИФРРА, расчеты РБК
Новые расходы
Гендиректор виноторговой компании «Форт» Михаил Бодухин отмечает, что проблемой стала и регистрация в системе остатков — товара, закупленного до 1 января. Весь товар со склада, приобретенный до этой даты и не отгруженный в розницу, необходимо зафиксировать в ЕГАИС, иначе компания не сможет торговать этой продукцией. Процесс трудоемкий: каждая бутылка фиксируется в системе вручную с помощью сканирования, на то, чтобы вбить в систему товар из одной паллеты, уходит 2,5 часа. Бодухин утверждает, что ему придется выплатить сотрудникам дополнительно 1 млн руб. за сверхурочную работу; компания планирует ввести ночную смену, так как по ночам нагрузка на ЕГАИС меньше и количество сбоев сокращается.
В РАР утверждают, что система предусматривает возможность повторной отправки информации импортером в адрес покупателя о закупленной до Нового года продукции и вбивать сведения вручную в систему совсем необязательно.
В компании Simple, крупном импортере и дистрибьюторе вина и крепкого алкоголя, рассказали, что работой исключительно с ЕГАИС занимаются более 20 человек — для этого создан целый отдел.
«Мы, конечно, сами виноваты: начали вбивать в систему остатки только после праздников, — признает РБК топ-менеджер одного из крупнейших водочных оптовиков столичного региона. — За три дня практически круглосуточной работы внесли в систему не более 15% товарных остатков. Пока не закончим, поставлять товар не можем, поэтому многие магазины, с которыми у нас контракт, уже работают без нашего ассортимента и выставляют нам штрафы. Мы волнуемся, что они вообще могут выкинуть нас с полок».
Член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин знает о проблемах компаний: «С 12 декабря мы запустили горячую линию, посвященную проблемам работы с ЕГАИС, и с тех пор получили более 500 обращений от участников рынка. Жалуются и оптовики, и владельцы розничных магазинов, и владельцы ресторанов, это просто безобразие». По словам Небольсина, основные претензии заключаются в постоянных сбоях системы, из-за чего срываются отгрузки алкоголя. «Система абсолютно сырая, к работе в реальных условиях она оказалась не готова», — резюмирует он.
Представитель Росалкогольрегулирования (РАР), которое курирует внедрение системы, Александр Куликов возражает: ситуации, когда информация об отгрузках своевременно не отражается в системе, все-таки не являются типичными. По его словам, время обработки документов в системе не превышает 10–20 минут. Он советует в случае задержки консультироваться со специалистами горячей линии ЕГАИС или проверять статус отгрузки на сайте ведомства по адресу: check1.fsrar.ru.
За десять дней с начала работы системы на горячую линию поступило более 5 тыс. звонков, и все проблемы, о которых рассказывают пользователи системы, фиксируются, анализируются и решаются в рабочем режиме, заверил Куликов.
Зачем нужна ЕГАИС
ЕГАИС, Единая государственная автоматизированная информационная система, создана для государственного контроля над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. С 1 июля 2006 года информацию в ЕГАИС обязаны фиксировать все производители крепкого спиртного. С 1 января 2016-го это требование распространилось на оптовые компании, а с 1 июля 2016-го начнут отчитываться магазины и рестораны.
Введение ЕГАИС для новых сегментов рынка было обусловлено большим количеством нелегальной продукции, объяснял в интервью РБК в октябре 2015-го глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян: «С 2006 года система работала исключительно на уровне производителей. Отсюда и получалась ситуация, что на выходе с заводов мы четко фиксировали один объем продукции, а в магазинах продавалось существенно больше». По словам Чуяна, официальные продажи крепкого алкоголя в рознице, по предварительным оценкам, на 22% превышали объемы, произведенные заводами.
В момент розничной продажи не зафиксированной в системе ЕГАИС бутылки система должна распознать «нелегала» — касса не пробивает чек, а информация об этой попытке автоматически поступает регулятору.
Цена вопроса
Для регистрации компании в системе ЕГАИС необходимо скачать пакет бесплатных программ на сайте egais.ru. Однако для того чтобы подключиться к системе, необходимо дополнительно купить некоторое количество оборудования. Так, чтобы использовать ЕГАИС, требуются криптоключ JaCarta (стоит 2 тыс. руб.) и квалифицированная электронная подпись (КЭП, 2 тыс. руб.). Обновлять КЭП придется ежегодно.
По оценке сооснователя сервиса «Мой склад» Аскара Рехимбердиева, минимальные затраты компании на подключение к ЕГАИС составят 26 тыс. руб. Основной владелец крупнейшей российской сети алкомаркетов «Красное & Белое» Сергей Студенников в конце декабря говорил РБК, что для его сети, насчитывающей сейчас более 2,5 тыс. магазинов, подключение одной точки обошлось в среднем в 150 тыс. руб.
«Не было сигнала»
Внедрение системы в опт и розницу рынок воспринял без энтузиазма: многие вспоминали технические проблемы при запуске ЕГАИС в 2006 году, из-за которых производство алкоголя остановилось на несколько месяцев по всей стране. «Опора России» тогда транслировала опасения участников рынка, что с подключением сотен тысяч новых пользователей ЕГАИС может не выдержать нагрузки.
По данным РАР, на конец 2015 года в России работало 362 лицензированных производителя алкоголя (это число не включает пивзаводы, которым производственная лицензия не требуется), 1594 оптовика (кроме продавцов пива — их, по данным «Опоры России», более 5 тыс.), около 250 тыс. розничных магазинов с лицензией на продажу алкоголя.
По словам Куликова, в системе зарегистрировано уже 1410 оптовых компаний — 88,5% от общего числа. Что касается розничных магазинов, к системе подключилось по состоянию на 31 декабря 2015 года меньше половины всех организаций — 103 тыс. (РАР учитывает в этом количестве заведения общепита и пивных дистрибьюторов). «Система работает в рабочем режиме, мощность серверов абсолютно достаточна для обработки информации, поступающей от участников рынка», — настаивает Куликов.
«Все вопросы, связанные с подключением и техподдержкой: как завести в систему остатки, как отслеживать накладные — неоднократно обсуждались на многочисленных совещаниях в октябре—декабре прошлого года с регулятором. Я не могу припомнить, чтобы какой-то вопрос остался без ответа. Все, кто хотел получить разъяснения, их получили», — защищает систему председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (объединяет крупнейших производителей водки) Дмитрий Добров.
Вице-президент оптовой компании Roust, работающей напрямую только с крупными сетями, Игорь Косарев отметил, что у них «не было ни одного сигнала о проблемах с отгрузкой в розницу после 1 января». «Система, конечно, не «летает», но никаких критичных сбоев за все это время не было», — подтверждает представитель сети Metro C&C Оксана Токарева.
Однако она не исключает, что проблемы могут возникнуть у мелкооптовых клиентов, на которых в первую очередь ориентирована Metro C&C: «Наши клиенты пока работают на товарных запасах, сформированных до Нового года, и мы не исключаем, что у них могут возникнуть какие-то проблемы — не у всех такие мощные процессоры, как у нас, плюс мы долго готовились к внедрению этой системы, обучали персонал».