Как сообщает журнал «Главбух», Минэкономразвития подготовило отрицательное заключение на проект о введении электронной ККТ, в соответствии с которым уже с 2016 года у компаний и предпринимателей появится обязанность передавать данные о продажах в ФНС в режиме онлайн.
Однако в Минэкономразвития отметили множество недочетов проекта, в частности, то, что разработчики проекта решили отменить для малого бизнеса возможности работать без ККТ.
Как отметили в заключении, малый и средний бизнес высокочувствительны к изменениям государственного регулирования, а значит, введение обязательной работы с ККТ может привести к росту теневой экономики. Кроме того, специалисты Минэкономразвития посоветовали не вводить электронные ККТ для интернет-торговли и обратили внимание на безопасность данных, которые предполагается передавать в ФНС через коммерческие компании - операторы фискальных данных.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в «Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Данный проект усовершенствует порядок применения ККТ.
вносится Правительством Российской Федерации
проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957; 2009, № 23, ст. 2776; № 29, ст. 3599; 2010, № 31, ст. 4161; 2011, № 27, ст. 3873; 2012, № 26, ст. 3447; 2013, № 19, ст. 2316; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 19, ст. 2316; 2015, № 10, ст. 1421) следующие изменения:
1) в наименовании Федерального закона слова «наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» заменить словами «расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа»;
2) статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Общие положения и основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Законодательство о применении контрольно-кассовой техники состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
2. Настоящим Федеральным законом определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги на территории Российской Федерации, а также при приеме ставок (интерактивных ставок) и выплате денежных средств в качестве выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведении азартных игр (далее – расчеты) в целях обеспечения интересов граждан и организаций при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, защиты прав потребителей, а также обеспечения установленного порядка продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой, в том числе налоговой дисциплины, обеспечения полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
3. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
автоматизированная система для бланков строгой отчетности – контрольно-кассовая техника, осуществляющая печать бланков строгой отчетности на бумажных носителях, а также их формирование в виде электронных документов;
автоматическое устройство для расчетов – устройство для осуществления расчетов с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего расчеты;
база фискальных данных – совокупность фискальных данных, поступивших от пользователей оператору фискальных данных, защищенных от доступа третьих лиц с использованием шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных;
бланк строгой отчетности – первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, выполненный типографским способом или рукописным способом на бланке, выполненном типографским способом, либо отпечатанный (сформированный) с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент платежа за услуги на бумажном носителе (за исключением случая, предусмотренного в пункте 8 настоящей статьи) и (или) в виде электронного документа, содержащий сведения о расчете и подтверждающий факт осуществления расчета между пользователем и покупателем (клиентом);
изготовитель – лицо, осуществляющее производство и поставку фискальных накопителей и (или) контрольно-кассовой техники и ее техническую поддержку;
исправность контрольно-кассовой техники – соответствие контрольно-кассовой техники требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
кассовый чек – первичный учетный документ, отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета на бумажном носителе (за исключением случая, предусмотренного в пункте 8 настоящей статьи) и (или) сформированный в виде электронного документа, содержащий сведения об этом расчете и подтверждающий факт осуществления расчета между пользователем и покупателем (клиентом);
ключ фискального признака – ключевой документ, предназначенный для формирования фискального признака, созданный с использованием мастер-ключа, срок действия которого в момент его создания составляет не менее 13 месяцев, если иной срок не предусмотрен настоящим Федеральным законом;
контрольно-кассовая техника – электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, формирующие электронные документы со сведениями о расчетах, обеспечивающие запись таких сведений в фискальные накопители и их передачу в налоговые органы через оператора фискальных данных, а также печать документов с этими сведениями на бумажных носителях в виде кассовых чеков или бланков строгой отчетности в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
кабинет контрольно-кассовой техники – информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке;
мастер-ключ – ключевой документ для создания серии ключей фискального признака, а также для проверки фискальных признаков, сформированных с использованием ключа фискального признака из этой серии;
обработка фискальных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых оператором фискальных данных при формировании и использовании базы фискальных данных с применением информационных технологий и технических средств, в том числе средств формирования и проверки фискального признака, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов, предоставление таких данных и доступа к таким данным налоговым органам, исключая модификацию (корректировку), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение фискальных данных и информации о расчетах;
оператор фискальных данных – юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами разрешение на обработку фискальных данных, осуществляющее хранение и обработку этих фискальных данных на территории Российской Федерации с использованием технических средств, принадлежащих ему на праве собственности;
паспорт фискального накопителя – документ, выдаваемый изготовителем фискального накопителя, содержащий сведения о фискальном накопителе, в том числе сведения о сроке действия его ключа фискального признака;
перерегистрация контрольно-кассовой техники – внесение налоговым органом изменений в сведения о контрольно-кассовой технике и (или) пользователе, ранее внесенные в книгу учета контрольно-кассовой техники и карточку регистрации контрольно-кассовой техники, и предоставление пользователю на основании результатов аутентификации пользователя и фискального накопителя контрольно-кассовой техники, проверки достоверности вносимых сведений и сформированного фискального признака новой карточки регистрации контрольно-кассовой техники на бумажном носителе или в виде электронного документа;
пользователь – лицо, применяющее контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов с покупателем (клиентом);
регистрация контрольно-кассовой техники – внесение налоговым органом записи о контрольно-кассовой технике, ее фискальном накопителе и пользователе в книгу учета контрольно-кассовой техники на основании результатов аутентификации пользователя, фискального накопителя контрольно-кассовой техники, проверки достоверности вносимых сведений и проверки сформированного фискального признака, присвоение налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдача налоговым органом пользователю регистрационного номера и карточки регистрации контрольно-кассовой техники на бумажном носителе или в виде электронного документа;
реестр контрольно-кассовой техники – совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре контрольно-кассовой техники, который пользователи вправе применять при осуществлении расчетов;
реестр фискальных накопителей – совокупность сведений о каждом изготовленном экземпляре фискальных накопителей, которые пользователи вправе применять в контрольно-кассовой технике;
сведения о расчетах – информация о расчетах, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе об организации и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем расчет, и о контрольно-кассовой технике, применяемой при осуществлении расчета;
снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета – внесение налоговым органом в книгу учета и карточку регистрации контрольно-кассовой техники сведений о прекращении применения контрольно-кассовой техники;
средство проверки фискального признака – шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность гарантированного выявления корректировки или фальсификации фискальных данных по результатам их проверки с использованием мастер-ключа;
средство формирования фискального признака – шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность формирования фискального признака с использованием ключа фискального признака;
фискальные данные – сведения о расчетах, подписанные фискальным признаком;
фискальный накопитель – шифровальные (криптографические) средства защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащие ключ фискального признака, обеспечивающие запись перечня фискальных данных, установленного настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в некорректируемом виде, их энергонезависимое долговременное хранение, формирование фискального признака, аутентификацию электронных документов, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных, а также при необходимости пользователя обеспечивающие шифрование фискальных данных, в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных;
фискальный признак – достоверная информация, сформированная средствами формирования фискального признака с использованием ключа фискального признака в результате криптографического преобразования перечня сведений о расчетах, установленного настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, обеспечивающая возможность гарантированного выявления корректировки или фальсификации этих сведений по результатам их проверки с использованием средства проверки фискального признака.
4. Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
5. При оказании услуг, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи бланка строгой отчетности, выполненного на бумажном носителе.
Правительство Российской Федерации устанавливает порядок изготовления, выдачи, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, указанных в абзаце 1 настоящего пункта.
6. При осуществлении расчетов организации и индивидуальные предприниматели в момент расчета обязаны отпечатать кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе с применением контрольно-кассовой техники, передать кассовый чек (бланк строгой отчетности) покупателю (клиенту) (за исключением случая, указанного в пункте 8 настоящей статьи), сформировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) в виде электронного документа и направить его в налоговые органы через оператора фискальных данных (за исключением случая, указанного в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона).
7. По соглашению с покупателем (клиентом) организации и индивидуальные предприниматели дополнительно к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), отпечатанному на бумажном носителе с применением контрольно-кассовой техники, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) в виде электронного документа при условии предоставления покупателем (клиентом) адреса электронной почты, на который он должен быть передан.
Кассовый чек (бланк строгой отчетности) в виде электронного документа должен содержать адрес электронной почты, предоставленный покупателем (клиентом), и адрес электронной почты отправителя (организации или индивидуального предпринимателя).
Организации и индивидуальные предприниматели вправе обеспечить передачу покупателям (клиентам) кассовых чеков (бланков строгой отчетности) в виде электронных документов через оператора фискальных данных. В этом случае в качестве адреса электронной почты отправителя должен быть указан адрес электронной почты оператора фискальных данных.
Кассовый чек (бланк строгой отчетности), полученный покупателем (клиентом) в виде электронного документа, в том числе распечатанный им самостоятельно на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), отпечатанному контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии наличия сведений об этом кассовом чеке (бланке строгой отчетности) в базе фискальных данных оператора фискальных данных.
8. Организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», за исключением осуществляемых с использованием наличных средств платежа, обязаны передать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) в виде электронного документа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники, при этом кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе не печатается.
9. Срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе, используемом организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании услуг, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности , в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, может составлять не менее 36 месяцев с момента регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники, которая использует в фискальном накопителе такой контрольно-кассовой техники указанный ключ фискального признака, при условии соответствия фискального накопителя требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
10. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны передавать фискальные данные в налоговые органы в электронном виде через оператора фискальных данных.
Порядок, сроки и форматы передачи в налоговые органы фискальных данных в электронном виде через оператора фискальных данных, порядок формирования и обработки фискальных данных оператором фискальных данных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.
11. Запись сведений о расчетах на кассовом чеке (бланке строгой отчетности) и в фискальном накопителе, а также их передача в налоговые органы без фискального признака не допускается, за исключением случая, указанного в пункте 5 настоящей статьи.
Правила и порядок формирования фискального признака, а также проверки достоверности фискальных данных, подписанных фискальным признаком, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
12. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники, определяется Правительством Российской Федерации.
13. Налоговые органы осуществляют контроль и надзор за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
14. Кабинет контрольно-кассовой техники может быть использован для реализации организациями, индивидуальными предпринимателями, иными лицами и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.»;
3) статью 2 изложить в следующей редакции:
«Статья 2. Особенности применения контрольно-кассовой техники
1. Кредитная организация не применяет контрольно-кассовую технику, за исключением случаев:
осуществления расчетов без использования электронных средств платежа (далее – наличные денежные расчеты) с применением автоматического устройства для расчетов, не отражаемых ежедневно в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации;
осуществления наличных денежных расчетов с применением автоматического устройства для расчетов, установленного за пределами помещения этой кредитной организации;
осуществления наличных денежных расчетов с применением автоматического устройства для расчетов, не являющегося основным средством этой кредитной организации и не принадлежащего только ей на праве собственности.