СЕРГЕЙ БУШИН: «ХОТЯ НОМИНАЛЬНО РЫНОК ККТ НА 90% ЗАНЯТ ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ, ДОЛЯ ИМПОРТОЗАВИСИМЫХ МАТЕРИАЛОВ И КОМПЛЕКТУЮЩИХ — 50-60%»
О том, как изменят рынок ККТ предлагаемые законодателем изменения в «Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», порталу Profibeer рассказал Сергей Бушин, директор компании «Астор-Трейд».
— Формулировки законопроекта пока лишены точных технических параметров, но, судя по всему, доработка ККТ предстоит достаточно глубокая, причем я не уверен в возможности осуществить требуемую модернизацию в отношении всех моделей ККТ, уже находящейся в эксплуатации. Скорее всего, речь идет о полном апгрейде рынка, то есть тотальной замене значительной части ККТ на новые изделия.
— Конечно, мы сможем подготовить производство, выполнить необходимые разработки и изготовить ККТ в соответствии с новыми требованиями, но это процесс небыстрый. Давайте для наглядности попробуем его — пока гипотетически — хронометрировать.
— Предположим, в 2016 году законопроект вступит в силу. На следующем этапе законодателю необходимо разработать и утвердить целый ряд административных регламентов, технических требований к ККТ и тем устройствам, которые будут в составе ККТ эксплуатироваться, а именно: к устройству передачи данных и устройству защиты информации. Полагаю, что на разработку, обсуждение и принятие данных требований понадобится минимум год. Только изучив принятое законодателем техническое задание, в процесс включатся производители. Например, у нашей компании в государственном реестре находятся около 10 моделей. Допустим, что новые требования будут базироваться на текущих с соответствующими дополнениями. В таком случае порядка полугода для каждой из них займет доработка, за которой последуют соответствующие проверки, испытания и сертификация. Их временной объем пока трудно оценить, но, по опыту, процедура оценки соответствия требует тоже не менее шести месяцев. Итого — год, чтобы довести одну модель ККТ до видоизмененного состояния. Даже учитывая, что часть работ можно выполнять для разных моделей параллельно, для подготовки производства и проведения полномасштабных испытаний всех моделей ККТ нам всё равно потребуется не менее двух лет. Это — при очень оптимистичном раскладе, подразумевающем, что все интеллектуальные и материальные ресурсы будут брошены на это направление, а новые требования будут базироваться на текущих. Резюмирую — только после этих 2-3 лет можно будет говорить о том, что на рынке появятся в достаточном количестве ККТ, соответствующие новым требованиям. А дальше —планомерная работа по внедрению их на рынок, что также сопряжено с трудностями: необходима отладка работы ККТ в эксплуатации, переподготовка и обучение специалистов сервисных центров, владельцев ККТ и т.д. Это тоже процесс не быстрый и достаточно трудоёмкий. Осуществить мгновенный переход на новую систему не представляется возможным, требуется большой переходный период, который позволит безболезненно перейти на новую систему. А это не три, и даже не семь лет.
— В отношении материально-технических аспектов законопроекта могу сказать следующее. Оборудование, чтобы изготовить данную технику, у нас есть. Оснастку под конкретные задачи (повторю — когда они появятся!), возможно, придется разработать и изготовить. Компоненты, применяемые для модернизированной ККТ, почти наверняка придется закупать за рубежом, потому что большинство из них в РФ не производятся и производиться в ближайшее время не будут. И хотя номинально рынок ККТ на 90% занят отечественными производителями, доля импортозависимых материалов и комплектующих в этом производстве — около 50-60%, а это почти критическая зависимость, означающая, что мы затеваем серьезную игру на чужом поле. Кроме того, учитывая, что функционал ККТ наращивается, это, вне всяких сомнений, приведет к тому, что стоимость конечного продукта возрастет, хотя оцифровать это сейчас по уже названным причинам никто не возьмется. Впрочем, мы же понимаем, что, во сколько бы это ни обошлось бизнесу, все свои затраты он разложит на нас, потребителей...
— И наконец, третий аспект внедрения этого законопроекта — системный. В предлагаемых законодателем инициативах ККТ должна стать лишь одним из звеньев в цепочке от ее владельца до налоговой службы. Помимо ККТ, в структуре будут задействованы средства криптографической защиты информации (которые производятся другими, отличными от производителей ККТ, компаниями), операторы фискальных данных (опять же существующие только в проекте, мы пока не знаем, кто, как и за какие деньги возьмет на себя эту роль) и операторы связи, которые будут передать эти данные. То есть из предполагаемых законодателем участников процесса передачи кассовой информации пока реально занимались кассовыми машинами только производители ККТ и производители средств криптографической защиты, а остальные предполагаемые участники рынка с кассовой техникой ранее не были связаны (кроме участия в эксперименте). Как скоро деятельность всех текущих и предполагаемых участников «синхронизируется» и они наладят взаимодействие — это еще один вопрос, который требует времени и средств.
— Наконец, чтобы ККТ не превратилась за счёт разнородных нововведений в пёструю новогоднюю елку и не рухнула под их тяжестью, важно прислушаться к мнению профессионалов в кассовой технике, которые смогут предложить оптимальное решение для поставленных задач. И здесь позволю себе небольшое ретроспективное отступление. Развитие ККТ у нас в стране делится на до и после ГМЭК, Государственной Межведомственной Комиссии по ККМ. До 2003 года, в рамках существовавшей тогда ГМЭК, объединявшей чиновников и профессионалов рынка, шло активное развитие ККТ в стране. Мы были — могу со всей ответственностью это сказать — мировыми лидерами в этой сфере. После упразднения ГМЭК в 2003 году развитие рынка ККТ, равно как и его стандарты так и остановились на этой отметке. Фактически мы вынуждены делать ККТ образца 2003 года, игнорируя требования сегодняшнего дня. Поэтому для нас, производителей, этот законопроект — хотя бы какой-то шанс сдвинуться с места, принять участие в обсуждении технических требований, сформулировать новые предложения на основании тех позитивных изменений, которые произошли в радиоэлектронике за последние годы.
— Безусловно, ключевой вопрос в этом — а будет ли мнение профессионалов услышано и учтено? Мы проводили опрос в Интернете — принимал ли хоть кто-то из известных представителей рынка ККТ участие в формировании данных поправок к закону? Такого специалиста именно по данных поправкам не нашлось, то есть сначала появился текст, а потом только начали собирать предложения и замечания. Но, если не привлекать инженеров к разработке технических аспектов столь важного законодательства, получится строго по набившему оскомину российскому «правилу» — хотели как лучше, а получилось как всегда... Будет ли у нас шанс быть услышанными на дальнейших стадиях работы над законопроектом? Мы на это сильно рассчитываем и есть уже определённые подвижки, хотя вероятность, как в известном анекдоте, пятьдесят на пятьдесят: может, услышат, а может, и нет. Поживем — увидим.
PROFIBEER
www.profibeer.ru
14 июля 2015 г.