Минфин внес в правительство законопроект о введении налога с продаж
Законопроект, дополняющий Налоговый кодекс главой «Налог с продаж», направлен в правительство, сообщили РБК в Минфине. Регионы смогут ввести его уже с 1 января 2015 года, но в правительстве считают, что не все губернаторы решатся на эксперимент, однажды уже признанный неудачным, одновременно. Законопроект почти повторяет нормы о налоге с продаж, которые действовали в России до его отмены в 2004 году, говорит источник РБК в Минфине. Регионы смогут сами определять ставку налога в пределах 3%. Также, согласно законопроекту, не допускается дифференциация ставок для разных видов товаров или в зависимости от того, кто является плательщиком. Источник РБК в правительстве сообщил, что документ в правительство еще не поступил.
Если закон примут, Россия станет второй страной в мире, где будут действовать сразу два косвенных налога — НДС и налог с продаж. Налоговая база будет определяться как стоимость реализованных товаров или услуг с учетом НДС и акцизов, а налоговый период будет составлять один месяц. Таким образом, по итогам каждого месяца организации и индивидуальные предприниматели, у которых есть объект налогообложения (операции по реализации товаров и услуг), будут определять налоговую базу, применять к ней налоговую ставку и платить налог в бюджет. Продажа не всех товаров будет облагаться налогом, для ряда позиций предусмотрено исключение.
«Мы будем пытаться провести закон таким образом, чтобы регионы получили возможность ввести налог с 1 января 2015 года, — сказал РБК источник в Минфине. — Если регион не захочет или не успеет это сделать, то, поскольку налоговый период по нашему проекту составляет один месяц, он сможет его ввести с 1 февраля, 1 марта, 1 апреля и т.д., или не вводить вообще — по законопроекту предполагается, что это тоже его право».
«Не стоит думать, что все регионы, которые рассчитывают на новый налог в 2015 году, введут его у себя с боем курантов», — рассуждает источник в правительстве. Собираемость налога с продаж в прежние годы была на уровне 35%, сейчас будет примерно на уровне 50%, оценивает глава Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. Поэтому губернаторы могут увязать его введение, например, с результатами эксперимента по онлайн-передаче данных с кассовых аппаратов в ФНС, считает правительственный чиновник. Кассовые аппараты магазинов оборудуются онлайн-передатчиками, пересылающими информацию о сделанных покупках напрямую в налоговую службу. Эксперимент заканчивается в феврале следующего года.
«Кассовые аппараты есть не у всех предпринимателей. Будет огромное пространство для умышленных и неумышленных нарушений, либо всех обяжут вводить аппараты», — опасается партнер юридической фирмы «Налоговик» Роман Терехин. Это, по его словам, по сути нивелирует упрощенную систему налогообложения, которой пользуется малый бизнес, чтобы снизить издержки на ведение отчетности.
Законопроект не снимает и ряд технических вопросов, которые возникали в период до 2003 года, когда в России действовал налог с продаж, говорит чиновник правительства, знакомый с ходом подготовки документа. Так, отследить конечного продавца в некоторых случаях будет сложно. Из-за этого налог с продаж ранее отменяли как неконституционный, вспоминает Терехин. «Суд посчитал, что незаконно взимать налог с продаж с индивидуальных предпринимателей, так как считается, что до этого товар уже продали физическому лицу», — говорит он.
Во-вторых, львиная доля налога будет уплачиваться в регионах с большими розничными сетями, где происходит реализация товаров конечному потребителю. То есть там, где есть крупные розничные сети, — в Москве и Петербурге, говорят собеседники РБК в правительстве. «Налог с продаж косвенно ложится на потребителя. И, соответственно, те регионы, где уровень заработной платы высок, легче переживут это [введение нового налога]», — добавляет председатель комиссии Общественной палаты по развитию малого и среднего бизнеса Дмитрий Сазонов.
Представители бизнес-организаций предупреждали ранее, что появление налога с продаж заставит предпринимателей уходить в тень. «Если бизнес пойдет по пути снижения налогового бремени, это может затронуть поступления других налогов. Невозможно правильно платить НДС и при этом не платить налог с продаж.
Введение налога поэтому потребует дополнительных административных затрат со стороны как налоговых органов, так и предпринимателей», — говорит аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Налогом с продаж не будут облагаться хлебобулочные изделия, молокопродукты, сахар, соль, картофель, растительное масло, яйца, крупы, детское питание, детская одежда и обувь по перечню, который будут устанавливать регионы, лекарства. Не будет взиматься налог с продажи недвижимости и ценных бумаг, с услуг ЖКХ и услуг по сдаче в наем жилых помещений, с санитарно-курортных услуг, услуг в сфере культуры и искусства, перевозки пассажиров. Не попадут под налог учебная, научная литература, периодические печатные издания. Не будет взиматься налог с ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и крематориев, продажи предметов культа. Кроме того, им не будут облагаться услуги адвокатов и некоторых финансовых организаций.